Мифы и реальность о бюджете Свердловской области


Подготовка главного финансового документа региона всегда вызывает немало дискуссий: всем известно, сколько бы не было денег – нужно еще больше. Возможно, именно поэтому разговоры ведутся вокруг основных заблуждений о бюджете, развеять которые нам помогает министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко.


Заблуждение первое: "Власти сокращают расходную часть бюджета 2014 года".

Галина Кулаченко: Говорить о фактических расходах можно только тогда, когда они реально появятся, то есть, с момента старта исполнения бюджета – с 1 января 2014 года. А на сегодняшнем этапе бюджетного процесса мы можем говорить только об основных подходах к его планированию и формированию. Сегодня подходы определены: регионом предусмотрены средства на все социальные выплаты, а также на повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений, в соответствии с майскими Указами Президента. В полном объеме запланированы платежи из областного бюджета за неработающее население в фонд медицинского страхования. Остальные расходы, относительно утвержденных законом о бюджете, сокращены на 5,5 процентов. Среди таких сокращений, например, отмена индексаций на повышение зарплат как областным, так и муниципальным чиновникам.

Сегодня определены приоритеты по финансированию объектов капитального строительства: основное внимание уделяется объектам строительства с высокой степенью готовности. Мы продолжаем финансировать строительство спортивных сооружения для муниципалитетов, но и здесь подходы изменились – предлагается рассмотреть недорогие спортивные объекты при школах – лыжные базы, стадионы то есть все, что может повысить охват жителей, занимающихся спортом. Конечно же, предусмотрено и финансирование спортивных объектов к ЧМ-2018. 

Мы продолжаем поддерживать промышленность, сельское хозяйство, энергетику и ЖКХ, малое и среднее предпринимательство.

Отдельная позиция – строительство детских садов, которое будет продолжено. Напомню, что к 1 января 2016 года в регионе должна быть ликвидирована очередь в детские сады. В бюджете 2014 года на строительство детских садов предусмотрено 4 млрд. рублей для муниципалитетов региона.

Хочу напомнить, о чем говорилось уже неоднократно: опасения о необходимости "подтянуть пояса" — не напрасны, об этом говорят цифры, демонстрирующие динамику снижения налоговых доходов, в первую очередь – за счет налога на прибыль. Именно поэтому нами за основу формирования бюджета взят консервативный сценарий развития экономики. И поводов для особого оптимизма пока нет. Возможно, они начнут появляться лишь к концу следующего года.

Заблуждение второе: "Сокращая расходы власть, в первую очередь "режет" "социалку", страдают простые люди.

Галина Кулаченко: Хочу отметить, что наш бюджет, как и в прошлые годы, получился традиционно социально-направленным. Расходы на социально-культурную сферу занимают около 70 процентов расходной части бюджета. И говорить о том, что она сокращается – неверно. Более того, мы наблюдаем рост социальных расходов: со 113 млрд рублей в текущем году – до 121 млрд в 2014 году.

Назову еще несколько цифр. Расходы областного бюджета на образование в Свердловской области на 2014 год предусмотрены в объеме 45 284,9 млн. рублей, что больше первоначальных расходов 2013 года на данную отрасль на 13,6 процентов.

В проекте областного бюджета на 2014 год расходы на социальную политику предусмотрены в сумме 38,8 млрд. рублей, (20 процентов от общей суммы расходов). По сравнению с 2013 годом на 2014 год расходы увеличены на 31,7 процентов.

Объем средств, предусмотренных на социальное обеспечение населения, на 2014 год составил 27,1 млрд. рублей. А на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения предусмотрено 4,9 млрд. рублей, с ростом к 2013 году на 12%.

 Расходы на здравоохранение в проекте областного бюджета на 2014 год предусмотрены в сумме 39,5 млрд. рублей, что больше объема, утвержденного на 2013 год, на 2,7 млрд. рублей или на 7,4 процента.

Заблуждение третье: "Если бюджет будут "ужимать", качество государственных услуг ухудшится".

Галина Кулаченко: В том числе и для того, чтобы качество государственных услуг повышалось, некоторые регионы уже с 2014 года переходят на программный бюджет. У нас утверждено 28 госпрограмм Свердловской области, которые стали основой для формирования проекта областного бюджета. Затем формируются комплексные программы, такие как, "Столица", программы развития Нижнего Тагила, Верхней Пышмы и другие.

Программный бюджет позволяет определять приоритеты в финансировании и гибко увязывать их с реализацией госзаданий, выполняемых бюджетными и автономными учреждениями. В свою очередь выполнение госзаданий будет мониториться как учредителями, так и потребителями. В результате, итогом обратной связи станет решение об объеме дальнейшего финансирования.

 С 2014 года каждое госучреждение мы финансируем на основе первоначального авансирования, затем учреждение отчитывается о выполнении госуслуг, что тщательно проверяется и только потом эти госуслуги оплачиваются из бюджета. Еще одно новшество – главные распорядители бюджетных средств (областные министерства и ведомства) будут защищать свои программы на предстоящих бюджетных слушаниях. Отчитываться по программам мы будем и в рамках исполнения бюджета. Поэтому можно констатировать, что созданы все предпосылки для повышения качества услуг.

Заблуждение четвертое: "У нас большой дефицит и огромный госдолг".

Галина Кулаченко: Давайте сначала разберемся, что такое дефицит. Это – расчетная величина, показывающая разницу между запланированными доходами и расходами. Прогнозируя бюджет, мы планируем определенный дефицит. Но в процессе исполнения бюджета эта величина, как правило, оказывается ниже запланированной. Основных причин две: работа с налогоплательщиками по мобилизации доходов бюджета, а также оптимизация расходов в ходе исполнения бюджета, что приводит к тому, что расходы на конец года, как правило, оказываются меньше запланированных. Объем дефицита не превышает допустимый уровень, предусмотренный бюджетным Кодексом. Кроме того, нами запланировано его снижение. Так в 2014 году плановый дефицит составит 25,5 млрд. рублей с уменьшением уточненного показателя 2013 года на 5,1 млрд. рублей. Отмечу, что в финансовом мире профицит, а вовсе не дефицит считается тревожным показателем: профицитный бюджет может свидетельствовать об отсутствии программ развития.

Что касается госдолга, то здесь, безусловно, многих могут смутить большие цифры. Но хочу уточнить, что сегодня растет и долг Российской Федерации в целом и всех ее субъектов. Так, по состоянию на 1 октября текущего года, долг РФ составил 1 триллион 408 миллиардов рублей. Естественно, долгом необходимо управлять. Мы принимаем различные меры по снижению долговой нагрузки: так при последней корректировке бюджета мы уменьшили верхний предел долга на полмиллиарда рублей, а по сравнению с первоначально утвержденным – предельный размер уменьшен более чем на 10,5 млрд.рублей.

Снижение долговой нагрузки, в том числе происходит и за счет привлечения кредитных ресурсов на более короткие сроки, что позволяет уменьшить расходы по обслуживанию долга. Сегодня долг нашего региона составляет 13 процентов от суммы налоговых и неналоговых доходов. (Максимальное значение, установленное бюджетным Кодексом – 100 процентов). Свердловская область на 15 месте в рейтинге субъектов РФ по объему долговой нагрузки (чем выше место, тем ниже долг). Причем, на начало прошлого года мы занимали 22-е место.

Заблуждение пятое: "Муниципалитеты посадят на "голодный паек"

Галина Кулаченко:  Объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в муниципалитеты предполагается в размере более 67 млрд.рублей. Сегодня мы увеличиваем финансовую безадресную поддержку муниципалитетов, не имеющую целевого характера по сравнению с 2013 годом в два раза, нецелевые трансферты составят более 14 млрд. рублей. Оценка расходов бюджетов муниципалитетов на 2014 год определена в размере 60,7 млрд. рублей и больше объема 2013 года на 7 млрд рублей. При определении оценки учтены расходы на реализацию Указов Президента, повышение заработной платы, переселение граждан из аварийного жилья. Оценочные расходы на культуру увеличены в 1,5 раза, на переселение – в 1,8 раза. При этом, отмечу, что  на переданное с местного на региональный уровень в соответствии с федеральным законодательством полномочие по обеспечению госгарантий реализации прав на получение дошкольного образования из областного бюджета местным бюджетам будут плюсом предоставляться субвенции на финансовое обеспечение указанного полномочия в объеме 8,3 млрд. рублей. Таким образом, выпадающие доходы муниципалитетов от изменения законодательства будут компенсированы за счет дополнительных ассигнований из областного бюджета. И все же необходимо понимать, что по закону каждый муниципалитет самостоятельно формирует свой бюджет.

Заблуждение шестое: "Екатеринбургу не хватает денег"

Галина Кулаченко: Екатеринбург – особый, столичный город, которому всегда будут нужны дополнительные средства. К тому же Екатеринбург и Лесной – единственные муниципалитеты нашего региона, при прогнозировании бюджетов которых планируется превышение доходов над расходами. Рассчитывая межбюджетные трансферты областной Минфин, на протяжении ряда лет, прогнозирует профицит бюджета Екатеринбурга. Екатеринбург утверждает бюджет с дефицитом. И это нормальное явление, так как при оценке мы применяем общие подходы, утвержденные в методиках. Муниципалитет учитывает потребности, которые могут быть больше, чем заложено в методике. Как я уже говорила, каждый муниципалитет самостоятелен в формировании своего бюджета. 

По факту, исполнение бюджета Екатеринбурга, как правило, получается профицитным. Остатки не использованных городом средств переходят на следующий год и являются источником погашения дефицита очередного года.

Кроме того, по предварительным данным объем межбюджетных трансфертов Екатеринбургу из областного бюджета составляет около 12,3 млрд рублей. Причем, ряд трансфертов запланирован с увеличением: субсидии на организацию питания в муниципальных образовательных организациях – 634, 3 млн рублей, субсидии на организацию отдыха детей в каникулы – 249,9 млн рублей, субвенции на финансовое обеспечение госгарантий в сфере образования – 3,6 млрд рублей, субвенции на предоставление отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 1,6 млрд рублей и многое другое. Также городу распределены субсидии в рамках восьми госпрограмм. Хочу отметить, что субсидии городу на строительство и реконструкцию детских садов предварительно предусмотрены в сумме 500 млн рублей, а на создание дополнительных мест для дошкольников – еще 551 млн рублей. Около 1,2 млрд. рублей учтены в оценке расходных полномочий на содержание и ремонт дорог Екатеринбурга. Так что говорить о сокращении бюджета Екатеринбурга нет оснований.

Также не стоит забывать, что у города и области – общие налогоплательщики. Каждый третий крупнейший налогоплательщик г. Екатеринбурга находится в мониторинге, организованном Минфином области. С налогоплательщиками подписаны соглашения, реализация которых позволила с начала года мобилизовать в бюджет дополнительно около 2,5 млрд. рублей. Поэтому говорить о том, что Екатеринбург собирает налоги, а область их изымает — некорректно. Мы собираем налоги вместе, и большая их часть остается в городе. Так например в текущем году с территории города в консолидированный бюджет Свердловской области прогнозируется поступление порядка 97,5 млрд. рублей, расходы областного бюджета на содержание областных учреждений социально-культурной сферы, расположенных на территории г. Екатеринбурга составят 56,8 млрд рублей. В первую очередь, жители города пользуются услугами данных учреждений. Всего расходы областного и местного бюджета на территории города прогнозируются в объеме 92,4 млрд. рублей.

 

В заключение хочу отметить что, как известно, формирование бюджета – это искусство распределения разочарований. Поэтому мы надеемся, что конструктивная работа с депутатским корпусом и главами муниципалитетов позволит всем нам сформировать оптимальный вариант Закона о бюджете на 2014 год.